Надёжность водителя и факторы, на неё влияющие

Надёжный водитель с точки зрения безопасности движения — это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможно­сти управляемого автомобиля во взаимосвязи со складывающейся ситуацией, обусловленной действиями других участников движения, дорожными и погодными условиями.

Надёжность водителя определяется его умением выбирать безо­пасные режимы движения, точно реализовывать выбранный план действий, а в случае возникновения нештатных дорожно­транспортных ситуаций выходить из них с максимально возможной надежностью. Эти навыки и умения водителя формируются в про­цессе обучения и в течение последующего периода приобретения опыта. Но они не являются постоянными на протяжении даже рабо­чих суток.

Можно выделить четыре основные составляющие надёжности водителя [36]:

■ профессиональная — наличие опыта, совокупность навыков управления автомобилем, позволяющих реализовать наиболее ра­циональные приёмы обеспечения безопасности в любых условиях движения, в том числе опасные и критические ситуации;

■ медицинская — отсутствие заболеваний, симптомы (проявле­ния) которых могут привести к потере контроля автомобиля в про­цессе движения,

■ психофизиологическая — комплекс личностных качеств во­дителя (свойства нервной системы, память, время реакции, качества внимания и т. п.), недостатки которых могут вызвать потерю време­ни в условиях его дефицита, например в опасной ситуации, или при­вести к ошибкам в принятии решений на основе свойства антиципа­ции либо к их исполнению,

■ социально-психологическая — совокупность личностных ка­честв человека (уровень общей культуры, чувство ответственности, дисциплинированность и т. п.), определяющих характер поведения на дороге, представляющей собой своеобразную социальную среду.

Отметим следующие факторы, отрицательно воздействующие на надёжность водителя [37]:

• устойчиво повышающие подверженность опасности, несчастным случаям и травмам:

— функциональные изменения в нервной системе или других органах,

— различные изъяны органов чувств,

— нарушение связи между сенсорными и двигательными центрами отделов нервной системы,

— согласованность координации движения,

— врожденные свойства нервной системы (слабость и инертность),

— неудовлетворенность своей работой,

— отсутствие интереса к работе;

• временно повышающие подверженность опасности: недос­таточная профессиональная подготовленность, отсутствие свойства антиципации, неосторожность, информационные помехи, функцио­нальное состояние (физическое, психическое, эмоциональное).

Причины, влияющие на снижение надёжности водителей, так или иначе связаны с её составляющими. Например, неумение води­теля безопасно управлять автомобилем чаще всего обусловливается его низкими психофизиологическими качествами, болезнью, чрез­мерным утомлением, стрессовым состоянием и т. п. Причинами не­желания водителя безопасно управлять автомобилем являются низ­кий уровень культуры и правосознания, агрессивность, безответственность, склонность к употреблению алкоголя, наркоти­ков и пр. Незнание водителем правил безопасного управления авто­мобилем связано, скорее всего, с тем, что у него имеются пробелы в знаниях Правил дорожного движения, устройства автомобиля, основ безопасности движения.

Наконец, причиной неумения безопасно управлять автомобилем является недостаточное профессиональное мастерство водителя, в частности, неправильно сформированные навыки или потеря тако­вых [38].

Водитель должен постоянно контролировать себя. Если он заме­чает, что регулярно становится виновником опасных ситуаций, ему следует либо пересмотреть своё поведение на дороге, либо отка­заться от управления транспортным средством.

Склонность к риску как один из показателей социально­психологической устойчивости в сочетании с мотивами деятельно­сти оказывает решающее влияние на степень риска при принятии решений водителем. Часто бывает, что «приемлемый» для водителя уровень риска в дорожном движении может оказаться неадекватным его техническому мастерству и дорожно-транспортной ситуации.

Основными факторами, определяющими безопасность труда во­дителя, являются пригодность к управлению автомобилем, подго­товленность, работоспособность.

Пригодность водителя устанавливается путём его медицинского освидетельствования. Однако при медосвидетельствовании нельзя получить точных данных, позволяющих судить о способностях бу­дущего водителя. К таким данным относятся особенности воспри­ятия, способность человека к теневой и световой адаптации, качест­ва внимания, психомоторной реакции и др. Поэтому вопрос о профессиональной пригодности водителя должен решаться в про­цессе профессионального отбора.

Подготовленность водителя включает в себя не только понятие об уровне сформированных профессиональных навыков вождения автомобиля, но и понятие о психологической устойчивости, т. е. о целенаправленном формировании у водителей профессиональных способностей, психических свойств, обеспечивающих успешность работы в любых условиях (эмоциональная устойчивость в критиче­ских ситуациях, развитие волевых качеств, организация внимания при выполнении маневров, оперативное мышление и память, готов­ность к предотвращению ДТП и др.) [40].

Подготовленность водителя проявляется в умении предвидеть будущее на основе свойства антиципации, не теряться, а решительно
действовать в аварийных ситуациях, исход которых зависит не толь­ко от опыта водителя и его стажа, но и от специальных навыков. Та­кие навыки можно приобрести на автотренажёрах, на которых отра­батываются автоматические движения для самых разных ситуаций. Также надо не забывать о свойстве человека — свойстве антиципации — представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действий.

В большей степени профессиональная надёжность водителя определяется работоспособностью, и именно этот фактор рассмотрим подробнее.